Зрение представляет собой сложную форму отражения окружающего мира. Снижение функций зрения неизбежно приводит к снижению скорости и точности восприятия. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Кроме того, недостатки зрительного восприятия, обусловливая формирование нечетких, недифференцированных образов-представлений, отрицательно влияют развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т. д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность
Целью работы тифлопедагога является максимальная коррекция, компенсация зрительных нарушений педагогическими методами и средствами; стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности учащихся.
Задачи:
– Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.
– Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.
– Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.
Основные направления работы тифлопедагога.
- Изучение медицинских и офтальмологических карт. - Наблюдение за детьми. - Исследование зрительного восприятия
Занятия проводятся согласно расписания ГПД. Длительность каждого занятия составляет 25-30 минут.
Виды коррекционных занятий: Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия по следующим видам: Формирование предметных представлений, Формирование восприятия сенсорных эталонов, Формирование восприятия сюжетных изображений развитию осязания и мелкой моторики по формированию навыков ориентировки в пространстве | ||
Участие в методической работе учреждения:
- Посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни - Выступления на педагогических советах - Организация и проведение семинарских занятий - Групповое и индивидуальное консультирование родителей и специалистов учреждения - Показ открытых занятий с детьми | ||
Работа с родителями: - Выступления на родительских собраниях - Подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей - Выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ - Рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций. |