Специфика обучения и воспитания слабовидящих детей проявляется в следующем: учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей, формирование приемов и способов учебной , игровой и трудовой деятельности на суженной сенсорной основе, дифференцированный подход к детям; перераспределение учебного материала, дозирование учебных нагрузок, применение специальных форм и методов обучения, организации лечебно-восстановительной работы.
Современная тифлопедагогика располагает научно обоснованными положениями, раскрывающими пути предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития. Слабовидящие дети по состоянию зрительных функций, характеру глазной патологии, течению и прогнозу заболеваний органа зрения представляют весьма разнообразную группу. Поэтому при организации образовательного процесса слабовидящих детей важно учитывать интегральную оценку функциональных нарушений, выступающих клинической симптоматикой каждого глазного заболевания.
Вашему вниманию предлагается таблица глазных заболеваний. В последующих материалах вы узнаете о коррекции нарушений зрения.
Глазные заболевания
и интегральная оценка функциональных нарушений зрения
(по материалам Э.И.Танюхиной, В.И.Лакомкина,
В.П.Шестакова и др.)
Вид нарушений |
Клинические и функциональные показатели, характеризующие слабовидение (возможные проявления) |
Гиперметропия |
1.Острота зрения снижена (0,2 и ниже). 2.Нарушение глазодвигательных функций на фоне возможных сходящегося и расходящегося косоглазия и нистагма. 3.Изменение сетчатки: отслоение, дистрофия. 4.Изменение зрительного нерва: атрофия, нарушение целостности. 5.Нарушение внутриглазного давления: повышение, понижение. 6. Тупая боль в лобной области и около глаз, чувство рези, жжения в глазах. 7.Головокружение, головные боли. 8.Быстрое утомление. При чтении буквы сливаются. После перерыва в зрительной работе эти проявления проходят, потом появляются снова. 9.При тяжелой степени плохо видят в даль и вблизи; при средней - хорошо видят вдаль, плохо видят вблизи; при слабой - хорошо видят и вдаль, и вблизи, но быстрая утомляемость. |
Миопия |
1.Острота зрения 0,2 и ниже. Плохо видят отдаленные предметы, прищуривание глаз при рассматривании. При близорукости 3D хорошо различимы предметы, находящиеся на расстоянии 33-35 см от глаз; 6D - 16-18 см. 2.Нарушение глазодвигательных функций на фоне расходящегося и сходящегося косоглазия и нистагма. 3.Снижение цветоощущения на фоне патологических изменений на глазном дне. 4.Нарушение периферического зрения при выраженных дистрофических изменениях сетчатки. 5.Нарушение бинокулярного зрения. 6.Резко подавленная аккомодация. 7.Помутнение стекловидного тела. 8.Изменение сетчатки: отслоение, дистрофия. 9.Изменение зрительного нерва: атрофия, нарушение целостности. |
Анизометропия |
1.Острота зрения 0,2 и ниже. 2.Нарушение глазодвигательных функций на фоне косоглазия, нистагма. 3.Нарушение бинокулярного зрения. |
Астигматизм |
1.Острота зрения 0,2 и ниже (не корригируется). Плохо видит вблизи и вдали. |
Амблиопия |
1.Снижение остроты зрения. 2. Нарушение пространственной контрастной чувствительности по высокочастотному каналу. 3.Нарушение бинокулярного зрения. 4.Нарушение пространственной контрастной чувствительности на глазу с высокой остротой зрения. |
Атрофия зрительного нерва: первичная, частичная, двусторонняя. |
1.Острота зрения каждого глаза снижена. 2.Различные формы сужения периферического поля зрения до 60-40 градусов. 3.Нарушение глазодвигательных функций (возможно сходящееся косоглазие, нистагм). 4.Нарушение цветового зрения (в первую очередь на зеленый и красный цвета). 5.Тенденция к снижению устойчивости цветоразличения. 6.Возможно снижение контрастной высокочастотной чувствительности. 7.Боль периодическая при движении глаз. |
Альбинизм |
1.Острота зрения снижена. 2.Отсутствие пространственной контрастной чувствительности по высокочастотному каналу. 3.Снижение чувствительности на средние каналы. 4.Нарушение поля зрения: центральные и парацентральные скотомы. 5.Светобоязнь. 6.Нистагм. 7.Нарушение цветоразличения. |
Центральная дегенерация сетчатки. |
1.Острота зрения в первой стадии заболевания понижается до 0,5-0,6; во второй - 0,1-0,2; в третьей - до 0,01 и ниже. Не корригируется оптическими средствами. 2.Светобоязнь. 3.Цветовое зрение страдает во второй и третьей стадиях заболевания; пороги цветоощущения увеличиваются, отмечается красно-зеленая дисхроматия. 4.В третьей стадии заболевания - плавающая точка фиксации. 5.Ухудшение сумеречного зрения. |
Катаракта |
1.Острота зрения 0,2 и ниже. 2.Значительно нарушено периферическое зрение. 3.Поисковые движения головы и глаз при рассматривании предметов. 4.Нарушение глазодвигательных функций на фоне возможных нистагма и косоглазия. 5.Изменение хрусталика: смещение, помутнение. 6.Нарушение пространственной контрастной чувствительности по высокочастотному каналу. 7.Нарушение пространственной контрастной чувствительности на низкие частоты. |
Общеукрепляющие упражнения для глаз.
Закрыть глаза. Поморгать сомкнутыми веками.
Вращение. Закрыть глаза, посмотреть вверх, влево, вниз, вправо и в обратном направлении.
Открыть глаза и смотреть в одну точку не моргая 30 секунд.
В течение 5 секунд смотреть обоими глазами на переносицу.
Обоими глазами смотреть на кончик носа до появления лёгкой усталости.
Упражнения на расслабление глаз.
Встать или сесть спокойно, устойчиво, можно лечь на спину. Желательно, чтобы в поле зрения не было ярких источников света.
Закрыть глаза и расслабить веки. Можно мысленно погладить глаза теплыми мягкими пальцами. Почувствовать, как глазные яблоки совершенно пассивно лежат в глазницах.
Лицо и тело также пусть расслабятся. Это даст дополнительный отдых, но все внимание сосредоточенно на расслаблении глаз. Чувство тепла и тяжести должны сменить легкость и невесомость, а в дальнейшем – полная потеря ощущения глаз.
Упражнения, рекомендуемые для профилактики утомления.
Упражнения проводятся в течение 2-3 минут.
Исходное положение (и.п.) – сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох, наклонившись вперед, выдох. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула. Крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 4 раза.
И.п. – сидя, руки на поясе. Повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки.
И.п. – сидя посмотреть прямо перед собой на классную доску 2-3с, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 15-20см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5с, опустить руку. Повторить 5-6 раз.
И.п. – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), следить глазами за руками, не поднимая головы. Руки опустить (выдох). Повторить 4-5 раз.
И.п. – сидя, крепко зажмурить глаза на 3-5с, затем широко открыть глаза на 3-5с. Повторить 6-8 раз.
И.п. – сидя. Быстрые моргания в течение 1-2 минуты.
И.п.- стоя. Смотреть вдаль прямо перед собой 2-3с, поставить палец руки на средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взор на конец пальца и смотреть на него 3-5с, опустить руки. Повторить 10-12 раз.
И.п. – стоя. Вытянуть руку вперед, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной на средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до появления двоения. Повторить 6-8 раз.
И.п. – сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 минуты.