Консультация тифлпедагога

                              муниципальное

                      бюджетное общеобразовательное  учреждение

           "Средняя школа №2 г.Вельска"

Консультация тифлпедагога

 

Общая характеристика ребенка

 с нарушением зрения 

 

        Деятельность  

         В деятельности формируются новые психические новообразования и она создает зону ближайшего развития ребенка. Для детей с нарушением зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности в основном в исполнительной ее части, т.к. двигательная сфера детей с нарушением зрения является наиболее близкой к дефекту и его влияние на двигательные акты оказывается наибольшим. Отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности переноса их в самостоятельную деятельность, наблюдается расхождение между пониманием функционального назначения предмета и возможностью выполнить конкретное действие в предметом. Это меняет мотивационно-потребностные сферы ведущей детской деятельности - игры, которая без специального обучения со стороны взрослых носит недостаточный характер. В связи с этим активная и развивающая роль ведущей деятельности дошкольников - игровой - затягивается во времени и характеризуется бедностью сюжета и содержания игры, схематизмом игровых и практических действий. Длительно и сложно формируется и учебная деятельность.


         Внимание
    

      Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирования качеств внимания. Замедленность процесса восприятия сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов - на снижении
объема, устойчивости и внимания, то есть практически все качества внимания, такие как: активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешнее и внутреннее), его широта (объем, распределение), переклю-чение (трудное, легкое), интенсивность, сосредото-ченность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое) также оказываются под влиянием нарушения зрения.
 

   

       Зрительное восприятие

      Процесс формирования образов внешнего мира при нарушениях зрения находится в прямой зависимости от состояния сенсорной системы, глубины и характера поражения зрения. Искаженное сенсорное отражение признаков предметов и изображений влияет на формирование зрительных образов и опознавательный этап восприятия. Нарушение механизмов восприятия, в свою очередь, сказывается на развитии несенсорных психических функций: наблюдается более позднее, чем в норме, формирование операций анализа, синтеза, обобщения и категоризации. 

     
       Пространственная ориентировка

 

     Процесс отражения пространства и ориентировки в нем у ребенка  происходит отдиффузного, нерасчлененного восприятия с выделением отдельных объектов вне
пространственных связей к постепенному вычленению, а затем и интегрированию, сближению рядом находящихся, и далее целостному дискретно-непрерывному пониманию пространства. В развитии пространственных представлений у нормально видящих детей  лежит непосредственный практический опыт. От того, насколько точно воспринимает ребенок окружающий мир, как он в нем действует, зависит точность и адекватность его представлений об этом мире. Ограничение потока информации, поступающего через поврежденный зрительный анализатор, побуждает ребенка приобретать этот опыт на основе действия других анализаторов. Однако этого оказывается недостаточно, так как роль зрения в восприятии пространства является главенствующей. Особая роль зрения проявляется в выделении монокулярных (линейная перспектива, величина предметов) и бинокулярных (удаленность, стереоскопия, объемность пространства, местоположение объекта) признаков пространства. Таким образом, несовершенное зрение ребенка ограничивает возможность выделять все признаки и свойства предметов, величину, объем,  протяженность и расстояние между ними и создает определенные трудности развития представлений о пространстве и ориентировки в нем.  Страдает и словесная пространственная ориентировка из-за специфичного развития речи ребенка-дошкольника с нарушением зрения. Становление речи зрячих детей и детей нарушением зрения осуществляется принципиально одинаково. Речь развивается и усваивается в ходе специфически человеческой деятельности общения с людьми и предметамиокружающей действительности, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.


   
  Развитие речи

 

     Специфика развития речи выражается также в слабом использовании неречевых средств общения - мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и не позволяют в достаточной степени судить о состоянии человека, его отношении к собеседнику и обсуждаемой теме.


    
  Память
    

      Развитие памяти ребенка с нарушением зрения происходит по тем же законам, что и у нормально видящего ребенка, и базируется на становлении процессов запоминания, узнавания и воспроизведения. Однако имеются и известные трудности в процессе формирования памяти, в частности в области запоминания (осмысленного и механического, произвольного и непроизвольного). Корни этого надо искать в физиологическом механизме процессов запоминания. Дефекты зрительного анализатора нарушают соотношение основных процессов - возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Как следствие наблюдается замедленное по сравнению с нормой образование временных связей и замедленная выработка дифференцировок, что выражается в необходимости большего количества подкреплений; также отмечается недостаточная осмысленность запоминаемого
материала и быстрое забывание усвоенного материала.
    Правильность узнавания объектов затруднена, поскольку узнавание как деятельность, в процессе которой сопоставляется образ памяти с объектом восприятия, зависит от того, насколько полно и точно был воспринят объект, от того, какие - существенные или несущественные - свойства и признаки были выделены и теперь сравниваются.
      Воспроизведение в отличие от узнавания предполагает более полное запечатление и сохранение ранее воспринятого. У ребенка при нарушениях зрения наблюдается недостаточно полное и замедленное воспроизведение материала, так как на его качестве сказываются в полной мере недостатки запоминания и сохранения материала.

     

       Сопутствующие дефекты


    Нарушениям зрительного анализатора часто сопутствуют и другие дефекты: нарушения речи, опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, остаточные явления органических поражений центральной нервной системы, энцефалопатия, неврозоподобные состояния, гидроцефалия и другие, которые вносят свои особенности в процесс психического развития детей.  

      

Дата последнего обновления страницы 01.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения